Обзор Android OS 3.0 Скоро им будут оснащать телефоны
Планшетные компьютеры на базе мобильной операционной системы от Google начали появляться в 2012 году и в отличие от Windows 8-устройств ими заинтересовались многие пользователи, ищущие альтернативу iPad. Тем не менее, о серьезном противостоянии двух платформ говорить рано – разрыв между Apple iPad и всеми Android-планшетами по количеству произведенных и проданных устройств исчисляется десятками процентов. Поможет ли новая версия Google Android 3.0 изменить ситуацию?
О том, что Google собирается выпустить специализированную систему для планшетов, стало известно в середине 2010 года. До этого предполагалось, что производитель будет развивать последовательно свой продукт, делая его универсальным решением для всей мобильной электроники и даже бытовой техники. Для примера вспомним телевизоры (Scandinavia от People of Lava, концепты от Sony и Samsung), телевизионные приставки (Google TV), стиральные машины и микроволновые печи (Touch Revolution), игровые приставки (Next Generation Portable от Sony и Xperia Play от SonyEricsson), плееры Blu-ray (Sony), велокомпьютеры (Pioneer), автомобили (концепты от General Motors и SAIC), и даже холодильники (Zipel e-Diary от Samsung). Везде мы встречаемся с практически одинаковым интерфейсом системы, который виден нам и на 42-дюймовом экране, и на 2-дюймовой панели. Но если программной оболочкой в холодильнике или в СВЧ-печи мы пользуемся лишь время от времени, то в планшетах – новом виде мобильных устройств нам придется иметь с ней время почти постоянно. Главный недостаток – неудачный интерфейс, который плохо масштабируется на разные разрешения, а также довольно сложен в управлении без специальных надстроек для неподготовленного пользователя.
В итоге Google решила ускорить процесс разработки версии 3.0 Honeycomb и представила ее 2 февраля официально, проведя почти часовую презентацию функций системы на планшете Motorola XOOM.
Помимо реализации интерфейса Android OS, критика которого велась на протяжении всего 2010 года многими вендорами, вынужденными корректировать свои планы по выпуску продуктов, в старых версиях Android OS не была адекватно реализована поддержка современного аппаратного обеспечения, на котором работают планшеты. Речь идет о многоядерных процессорах, различных датчиках (гироскопах и пр.) и новейших видеоускорителях.
Внешний вид Как было сказано выше, самые существенные изменения в Android OS 3.0 относятся к пользовательскому интерфейсу. Многие вендоры планшетов переносили сроки выпуска устройств, не желая устанавливать в них оболочки собственной разработки, поскольку Google собиралась создать интерфейс, который сводил смысл установки таких надстроек в систему к нулю. Это должно было также сделать более прогнозируемым график выпуска обновлений программного обеспечения для устройств.
В Android OS 3.0 весь интерфейс создан для планшетов, коммуникаторов и «суперфонов» с экранами сверхвысокого разрешения (сейчас есть устройства, где разрешение составляет 1024*600 пикселей выше). Google достаточно радикально доработала внешний вид оболочки, сделав систему больше похожей на «интерпретацию» системы QNX, которая появилась в планшете RIM PlayBook, с добавлением элементов из Google Chrome OS.
В числе улучшений стоит отметить переработанный диспетчер задач, улучшенную панель уведомлений (надписи и иконки которой могут иметь разные шрифты, цвета и размеры и так далее), возможности тонкой настройки всех пяти домашних экранов, новые информационные виджеты и более высокий уровень интерактивности интерфейса.
Вариант отображения интерфейса на разрешениях суперфонов В частности, разработчики Google переделали панель состояния, которая теперь может автоматически затемняться при переходе в полноэкранные приложения, например, при просмотре видео. В каждом приложении теперь отображается панель действий, через которую осуществляется доступ к дополнительным опциям меню, виджетам, настройкам и так далее.
Расширенная кастомизация домашних экранов В Android OS 3.0 все пять домашних экранов стали независимыми друг от друга в части настройки отображаемых элементов. В частности, на каждом из них отображается специальная сетка из четырех разделов, на которые разделена площадь оболочки. Разделы содержат виджеты, ярлыки к приложениям, собственные обои и другие интерактивные элементы. Кроме того, с каждого экрана можно будет открывать отдельное меню запуска приложений и панель поиска контента в Сети и в памяти устройства.
Работа с приложениями Многозадачность в Android OS 3.0 являлась одним из ключевых преимуществ системы перед iOS в первые месяцы появления «гуглопланшетов» и до выпуска обновлений iOS осенью 2010 года. Тем не менее, конкурентное преимущество было реализовано не самым лучшим образом именно из расчета использования в планшетах – пользователь видел обычный диспетчер задач, как на коммуникаторе, с нескрываемыми иконками программ и неудобным переключением между ними. Теперь же в Google Android 3.0 существенно переработан диспетчер задач и под все ярлыки программ создана специальная область в верхней части панели системных уведомлений. Соответственно, при нажатии на иконку запустится или завершится соответствующий свернутый процесс.
Диспетчер задач в Android OS 3.0 Все стандартные приложения системы претерпели обновление внешнего вида, чтобы использоваться на устройствах с экранами большого разрешения. Разработчикам теперь можно создавать «мозаичные» интерфейсы, состоящие из «фрагментов». Каждый такой «фрагмент» может взаимодействовать с себе подобным, объединяясь в новую оболочку и так далее – например, можно перемещать, удалять, добавлять и чередовать панели. Каждое такое приложение остается интерактивным и быстро масштабируется на устройствах с разными разрешениями экранов. Заметим, что существующие приложения для Android OS (версий 2.x) имеют обратную совместимость с версией 3.0. Для этого их разработчикам потребуется только добавить единственный атрибут в файле описания, а сам код и графическое исполнение (несмотря на разницу в разрешениях экранов) можно оставить без изменений.
В Android OS 3.0 сделана ставка на различные интерактивные виджеты, которые могут быть не только дополнительными частями интерфейса приложений, но и самостоятельным элементом системы. В их числе появилась 3D-карусель иконок веб-сайтов, панель поиска, календарь и так далее. Виджеты также могут отображать запущенный процесс в приложении в режиме реального времени. Работа с этими элементами теперь предполагает не простое перетаскивание по площади экрана, но и прокрутку, перевороты, отражения, сворачивание и распахивание и так далее.
Браузер с вкладками в Android OS 3.0 В стандартном веб-браузере реализован режим вкладок и взятый от Google Chrome режим приватного веб-серфинга, предполагающий использование браузера без сохранения следов веб-активности. Закладки и журнал посещений теперь объединены на отдельной вкладке и их можно синхронизировать с аккаунтом в Google и настольной версией Google Chrome. Браузер поддерживает мультитач-управление не только на страницах, но и на интерактивных элементах (например, в javascript-элементах или в плагинах), умеет быстро масштабировать по размер экрана неоптимизированные сайты, например, приближать и отдалять выборочные области и так далее.
Оболочка камеры в Android OS 3.0 Обновление оболочки для камеры позволило реализовать в ней удобный интерфейс видоискателя с панелью с настроек фокуса, экспозиции, зума. Галерея, в свою очередь, позволяет просматривать отдельные фотографии или альбомы в полноэкранном режиме. В оболочке записной книги теперь применяется двухпанельный интерфейс с быстрой кинетической прокруткой. В базе контактов появилась поддержка международных кодов (как в Skype) для упрощения набора номера. Почтовый клиент стал тоже двухпанельным и напоминает аналогичное приложение на iPad. В нем есть поддержка групповых операций над цепочками писем, синхронизации вложений и помещения писем на виджеты для домашнего экрана (как было в HTC Sense) и расширена поддержка MS Exchange.
Управление Планшетные компьютеры предъявляют повышенные требования к качеству исполнения виртуальных клавиатур. В случае с Android-планшетами в ряде моделей устанавливались сторонние разработки, например, Swype, однако смысла от их использования в Android Honeycomb практически нет. Создатели системы серьезно переработали стандартную виртуальную клавиатуру - в ней появились более крупные кнопки, дополнительные клавиши (например, Tab, вызов меню выбора дополнительных символов, включения режима голосового распознавания), повысилась точность распознания нажатий. Поле ввода текста, одно из самых узких мест в системе, также видоизменилось.
Клавиатура в Android OS 3.0
В новой версии Android улучшено выполнение стандартных команд копирования и вставки текста – появились два ограничителя слева и справа, которые позволят определить границы копируемого фрагмента. Поле интегрировано с панелью действий, что позволяет, например, сразу отправлять выделенный кусок в строку поиска в Сети или в качестве сообщения в соцсети.
На панели действий теперь есть определенная область, на которой находится меню, эмулирующее нажатие на кнопку вызова Menu в ранних моделях планшетов. Она позволяет переключаться между приложениями. В современных же устройствах такой кнопки уже нет.
Коммуникации, производительность
Большинство планшетов, выпускаемых сейчас на рынок, представляют собой модели для мультимедиа-развлечений. Соответственно, планшет приобретается для чтения электронных книг, просмотра фотографий, веб-серфинга, игр и просмотра видео. Офисные задачи, например, ввод текста или доступ к корпоративным приложениям через Сеть, решаются гораздо реже. По этой причине создатели Google Android в первую очередь доработали мультимедиа-функции, относящиеся к обмену данными между совместимыми устройствами. В частности, в системе теперь есть встроенная поддержка протокола MTP, позволяющего мгновенно синхронизировать данные с USB-устройств (камер, фотоальбомов, других планшетов, смартфонов) без необходимости монтирования самого устройства как съемного диска. Также улучшена поддержка внешних клавиатур – как USB, так и Bluetooth. Программно Bluetooth работает с профилями A2DP и HSP, позволяя подключать различные аксессуары, а также управлять с их помощью самой системой. Wi-Fi-модуль приобрел более функциональную оболочку, позволяющую быстрее сканировать доступные сети. В системе также появилась функция подключения раздачи интернета через Bluetooth-соединение.
Android OS 3.0 ориентирована на мультимедиа Мультимедиа-стек поддерживает потоковые трансляции через http-протокол – для этого достаточно указать адрес потока в плейлисте. Система также имеет поддержку разных типов DRM-защиты контента от нелегального воспроизведения и копирования. Из корпоративных функций в системе доработаны функции, относящиеся к работе с почтой, VPN и шифрованием соединений, а также реализована возможность применения криптографии для защиты данных в памяти устройства.
В новой версии Android OS 3.0 значительно улучшена поддержка современных чипов. Платформа поддерживает различные сложные графические эффекты (тени, изменения цветов, геометрические перемещения и так далее), аппаратно работает с OpenGL, что существенно улучшает быстродействие на аппаратном уровне в большинстве частей интерфейса и приложений. Есть аппаратная поддержка ускорения 2D-графики. В системе есть и специальный движок Renderscript, отвечающий за обработку 3D как на основе стандартных API-системы, так и на особом платформенно-независимом языке разработки шейдеров в графике, используемом для максимальной производительности графической подсистемы. С его помощью можно создавать стереоэффекты для приложений, обоев домашних экранов, каруселей меню, вогнутых видеостен и так далее. Для этого разработчикам достаточно добавить одну строчку кода для того, чтобы задействовать эти функции ускорителя.
Игры на планшете Motorola XOOM Android OS 3.0 поддерживает и многоядерные мобильные процессоры – в частности, референсными моделями планшетов на базе этой системы должны стать аппараты на двухядерных чипах Nvidia Tegra 250. Соответствующие изменения уже внесены в работу виртуальной машины Dalvik VM, библиотек Bionic и так далее, чтобы система могла поддерживать параллельные вычисления в приложениях. Как заверяют разработчики, прирост производительности будет заметен даже и в обычных программах, рассчитанных только на однопроцессорные системы.
Выводы Google долго готовилась к релизу третьей версии Android OS (и фактически первой версии спецсистемы для планшетов), что можно почувствовать сразу после включения планшетного компьютера. Интерфейс системы стал более удобным и функционально насыщенным, при этом разработчикам удалось не повторить просчетов своих конкурентов в проектировке оболочек, как это, например, было у создателей Maemo. Фактически новая система от Google, вышедшая раньше ожидаемого времени и раньше конкурирующих продуктов от HP/Palm и MeeGo, может действительно улучшить положение Android OS на рынке планшетов и сократить разрыв с iOS.